Особенности трафаретной печати
01.09.2022В арсенале современной полиграфии есть несколько способов воспроизведения символов, текстов и изображений на печатной основе. Один из старейших методов – трафаретная печать. Несмотря на давность своего происхождения, технология широко применяется и сегодня.
Что такое трафаретная печать
Краткая справка: трафарет переводится с итальянского как «продырявленный». Это приспособление, посредством которого можно нанести символы, картинки, текст на любую поверхность. Это может быть лист бумаги, картона, полимера, металла, в котором вырезаны (выдавлены, выбиты) отверстия или фрагменты, вкупе составляющие изображение букв, цифр, рисунка. Говоря проще, трафарет – это матрица, с помощью которой можно наносить различные изображения.
Отличительная особенность трафаретной печати – применение в качестве печатной формы матрицы-трафарета. Это сетка с мельчайшими ячейками, сквозь которую на запечатываемый материал продавливается красящий пигмент.
Шелкография как разновидность трафаретной технологии
Предположительно, печатание по трафарету зародилось в Японии или Финикии (Ливан). В стране Восходящего Солнца и по сей день сохранилось искусство катагами (вырезание трафаретов из бумаги). Современное развитие технологии началось в 1907 году, когда англичанин Самуэль Саймон запатентовал промышленный способ печатания по трафарету.
Изначально трафаретная методика печати называлась шелкографией, потому что в качестве печатной формы использовали рамку с натянутыми на нее шелковыми нитями. Уже позже матрица была усовершенствована, и форму-сетку стали делать из полиэфирных, нейлоновых и металлических нитей.
Особенности трафаретного метода
Нити в трафаретной сетке очень тонкие, их толщина составляет от 0,04 до 0,5 мм. Частота натяжения – от 4 до 400 нитей на 1 см. Слой краски, который можно наносить на запечатываемый материал, составляет от 0,01 до 1 миллиметра. Это дает возможность достичь насыщенности цвета на готовом изделии.
Суть технологии:
- Пробельные (пустые) фрагменты формируют на сетчатой поверхности методом фотолитографии. Это значит, что на сетку напыляется фоточувствительная полимерная пленка, потом она через шаблон с нанесенным на него рисунком/текстом засвечивается ультрафиолетом. Участки, не закрытые шаблоном, полимеризируются и становятся не восприимчивы к воздействию воды. Зоны, закрытые шаблоном, смываются. Это и есть фрагменты, которые будут впоследствии напечатаны.
- Шаблон делают вручную методом вырезания из бумаги (пленки), выжиганием лазером на металлическом листе. Затем его фиксируют на трафаретную сетку. Также рисунок-трафарет может быть нарисован непосредственно на сите жидким копировальным раствором.
- После смывания полимерной пленки на трафарет, наложенный на матрицу, наносится краска и равномерно распределяется по поверхности ракелем (инструментом типа большого ножа). Она проходит через не полимеризированные отверстия матрицы и оседает на поверхности материала для запечатывания.
- После окончания печати матрицы промываются от фотополимера, обезжириваются и применяются повторно.
Обезжиривание проводят одним из следующих методов:
- обрабатывают едким натром (гидроксидом натрия), затем промывают водой и раствором уксусной кислоты;
- моют бытовыми моющими средствами.
Трафаретную печать используют не только на плоских поверхностях, но и на иных (изогнутых) формах. Существует два способа переноса картинки на основу:
- прямая – сразу на материал. Этот вариант применяется чаще всего;
- переводная – сначала на трансфер (на пленку, на силиконизированную бумагу), а потом на изделие.
Материалы для трафаретного запечатывания:
- бумага всех типов;
- пластик и резина;
- текстиль, в том числе – шелк;
- искусственная и натуральная кожа;
- стекло и оргстекло;
- фарфор и фаянс;
- металл.
Этапы технологического процесса
1 этап – подготовка картинки для трафарета
Это делается вручную или с помощью программного обеспечения на компьютере. Если планируется многоцветное изображение, то каждый цвет будет печататься по отдельности, в процессе распечатки накладываясь друг на друга. Например, при распечатывании двухцветной картинки потребуется подготовить два трафарета.
2 этап – подготовка матрицы-трафарета
На сетку наносят фотоэмульсию, выкладывают подготовленный рисунок, засвечивают мощной лампой. Через некоторое время рисунок убирают, а рамку промывают.
3 этап – готовую матрицу выкладывают на печатную основу, закрепленную механическими упорами или вакуумом, наносят краску, продавливают ее ракелем, высушивают. Изображение готово.
Примечание: Для того чтобы красящая эмульсия легла равномерно, ракель при работе должен быть наклонен к сетке под углом в 75°. При меньшем наклоне образуется избыток краски, при большем – недостаток. Ракель прогоняется по шаблону сначала в одну сторону, затем обратно.
Плюсы и минусы метода
Преимущественные особенности трафаретной печати:
- разнообразие запечатываемых материалов:
- листовая и рулонная бумага,
- ткань и кожа,
- пластик и дерево,
- стекло и керамика,
- металлические сплавы;
- неприхотливость к используемым краскам;
- реализуемость прямого экспонирования форм с компьютера на матричную сетку;
- возможность создания декоративных эффектов (объемности, имитации различных материалов и т. д.);
- сочетание со многими видами постпечатной обработки: лакирование, тиснение, конгрев;
- печать на больших предметах;
- декорирование объектов неправильной формы;
- высокая стойкость изображения: не выцветает и не стирается.
Недостатки печати шелкографии:
- сложность допечатной обработки;
- недостаточно высокая скорость из-за медленного высыхания краски;
- возможность воспроизведения только четких контуров без градиентного окрашивания;
- неосуществимость распечатывания снимка с фотографической точностью;
- текстиль, окрашенный этим методом, требует особого ухода – деликатной стирки и отжимания;
- достаточно высокая себестоимость, особенно при выполнении небольшого заказа.
Сфера применения печати по трафарету
Технология печати шелкографией применяется достаточно широко:
- произведения прикладного искусства;
- полиграфия всех размеров (от марок до широкоформатных баннеров наружной рекламы);
- полиграфические издания (журналы, брошюры, книги, плакаты) от одного экземпляра до крупных тиражей;
- бизнес-издания: визитки, бланки, документы, стикеры и т. д.;
- рекламная продукция: плакаты, баннеры, постеры, пакеты;
- отделочные материалы: напольные и настенные покрытия;
- изготовление деколей (переводных изображений);
- стираемый слой на лотерейных билетах;
- украшение спортивной и иной одежды и обуви, предметов интерьера;
- декорирование предметов быта: посуды, панелей бытовых приборов;
- производство электронных микросхем.
Какое оборудование применяется в технологическом процессе
Для трафаретной печати в типографской промышленности используется такое техническое оснащение:
- печатный станок с производственной мощностью от 1 до 16 секций. Может быть ручным, полуавтоматическим или автоматическим;
- ассортимент рамок (в основном, алюминиевых) и трафаретных сеток (одноразовых полиамидных, нейлоновых или многоразовых металлических);
- станки для нанесения фотоэмульсии;
- экспонирующие устройства;
- промывочные приспособления;
- ракели разных размеров, формы и жесткости;
- промежуточные сушилки и сушильные шкафы.
Для примера рассмотрим полуавтоматическую машину для трафаретной печати WJ-PA-7212EN. Это одна из моделей, которая сочетает высокую производительность (до 1000 циклов за час) и достойное качество одноцветной и многоцветной разновидностей печати. Она позволяет запечатывать материалы разной фактуры и толщины. Подъем и опускание рамы, перемещение ракеля выполняется в автоматическом режиме. Вакуумная система обеспечивает надежную фиксацию запечатываемого материала на рабочем столе. Дополнительная опция – сплошное или выборочное лакирование.
Какие краски используются
В процессе печати шелкографией применяются различные виды красящих субстанций, отличающиеся друг от друга:
по связующему веществу:
- вода,
- органический растворитель (сольвент),
- стеклянная пыль,
- пластик (пластизоль);
по способу отверждения:
- ультрафиолетовое,
- температурное,
- воздушная сушка,
- полимеризация под воздействием высоких температур;
по наполнителю:
- металлизированные под золото или серебро,
- флуоресцентные (светящиеся в темноте).
В состав красок входят: пигмент, растворитель, увлажнитель, связующее вещество (смола), катализатор. Все виды красящих эмульсий для печатания по трафарету обладают тиксотропным свойством, т. е. способны менять свою вязкость. Это позволяет наносить несколько слоев разных цветов без ущерба для цветопередачи и без подтеков.
В качестве постпечатной обработки после трафаретной печати часто делают лакирование – нанесение лака на запечатанную поверхность. Оно может быть сплошным, т. е. проводится покрытие всей поверхности, либо выборочным – в этом случае лаком покрывается только определенная часть материала. Для увеличения декоративного эффекта применяют рельефный или текстурный лак.
Типография «Астер Петербург» предлагает услуги трафаретной печати, выполняемые на современном техническом оборудовании. Мы качественно и своевременно выполним заказ любой сложности и тиража.
Ждем ваших заявок!