Верстка многостраничных изданий
20.01.2022Верстка – это составление печатных страниц («полос») из разных элементов: текста, изображений, графиков, таблиц. Другими словами, это компоновка электронного макета будущей печатной продукции. От верстки зависит, как будет выглядеть готовое изделие и насколько оно будет удобным для визуального восприятия.
Формат полосы набора
Это один из основных параметров, которые учитываются при верстке макета. Полоса набора – это площадь запечатки, то есть та часть страницы макета, на которой можно размещать текст и изображения. Она бывает:
- спусковой (первая полоса издания);
- рядовой (заполненная наборно-печатными элементами);
- концевой (последняя в разделе, главе или издании).
В многостраничном макете организация рядовых полос должна быть одинакова, чтобы сохранялась логика отображения текста.
Формат полосы набора зависит от типа продукции: например, для книги стихов он обычно более узкий, чем для рекламной брошюры. Место, отведенное под печать, ограничивается полями.
Размеры полей
Поля макета – это отступы, то есть пустое место между изображением и краем листа. Оно может быть белым либо залитым цветным фоном. Здесь важно разобраться с двумя терминами:
- дообрезной формат;
- послеобрезной формат.
Дообрезной формат – это размер макета вместе с подрезными полями. Подрезные поля – это пространство, которое верстальщик или дизайнер оставляет для резки. Например, если стандартный размер визитки 90х50 мм, то в макете нужно добавить минимум по 3 мм пустого места (или фона) с каждой стороны. Это нужно, чтобы визитка обрезалась ровно, и нож не захватил изображение. То есть, готовый к печати макет будет размером 96х56 мм – это и называется дообрезным форматом.
Для многостраничных изделий (брошюр, журналов) выносить фон нужно на 5 мм с каждой стороны. То есть, развернутый лист А4 до обрезки будет формата 220х307 мм, в то время как после обреза его размер составит 210х297мм (послеобрезной формат).
Изображение внутри послеобрезного формата тоже должно иметь отступы от края. Фона это, опять же, не касается – речь о тексте, картинках и других отдельных элементах. Расстояние до края реза должно составлять не менее 3 мм. Тогда, даже при мелкой погрешности в резке, макет будет выглядеть ровно.
Для многостраничной продукции учитывается также расстояние до края сгиба (биговки или фальцовки), а если есть твердый переплет – толщина корешка. При этом размер внутренних «тетрадей» будет меньше, чем внешних. Величина сдвига зависит от плотности бумаги и объема изделия (чем они больше, тем больше величина сдвига).
Основной текст
Это один из главных элементов сверстанного макета. К основному относится весь текст, кроме заголовков, подзаголовков, надписей под рисунками и выносок. Для удобства читателей нужно, чтобы он:
- был разбит на небольшие абзацы;
- включал перечисления в виде маркированных списков;
- был логически поделен на блоки с подзаголовками.
Конечно, если речь о художественной книге, текст на протяжении нескольких страниц может лежать сплошным полотном. Но если мы говорим о рекламных брошюрах или журналах – нужно, чтобы он легко читался и не был перегружен большими абзацами.
Еще несколько важных моментов в многостраничной верстке:
- текст должен быть выровнен по ширине;
- размер пробелов между слов – не более ¾ кегля и не менее 1/3 кегля;
- минимальный размер абзацного отступа – 2 знака, в длинных строках – 4 знака;
- недопустимо тире в начале строки (кроме диалогов).
Изображения
Требования к изображениям в многостраничной и других видах верстки одинаковы:
- минимальное разрешение – 300 dpi, при наличии мелкого шрифта – 600 dpi;
- для черно-белых изображений следует использовать цветовую модель Grayscale;
- для цветных изображений используется ТОЛЬКО цветовая модель CMYK.
Идеальный масштаб изображений – 1:1, то есть размер картинки должен соответствовать печатному. Если изначально он больше – не страшно, но, если пытаться растянуть меньший размер, изображение потеряет в качестве.
Подбор шрифтов
Внешний вид шрифта, безусловно, зависит от дизайна продукции. Но если мы говорим о верстке многостраничных изделий, для основного текста лучше использовать спокойные, легко читаемые шрифты.
К таким относятся:
- Arial
- Times New Roman
- Cambria
- Georgia
- Century SchoolBook
- Palatino
- Helvetica
Важное правило типографики: в одном макете использовать не более 2-3 разных шрифтов. Еще можно воспользоваться шрифтами одного «семейства»: например, Helvetica обычная, наклонная (курсив) и жирная.
Шрифты с завитушками, тенями и прочими изысками нужно использовать дозированно: для заголовков или коротких выделенных фраз.
И конечно, перед отправкой макета в печать нужно убедиться, что все шрифты переведены в кривые.
Цветовая модель
Здесь все просто: цветовая модель для печати – CMYK. Если какие-то элементы выполнены в модели RGB, их нужно конвертировать в CMYK – в противном случае на печати выйдет совершенно другой оттенок.
При этом важно, чтобы черный цвет текста состоял только из черного, а не был результатом смешения всех четырех цветов. То есть его цветовая раскладка должна выглядеть так: C:0 M:0 Y:0 K:100. Если текст будет смесевым, он потеряет четкость.
Программы для верстки
- InDesign
- PageMaker
- FrameMaker
- QuarkXPress
Мы оказываем услуги верстки любого формата. Вы также можете заказать корректуру, предпечатную подготовку макета и дизайн «под ключ».