ПРОВЕРЕННАЯ ТИПОГРАФИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
8-812-603-25-25 8-800-333-96-06
comm@aster-print.com с 9:00 до 18:00

Типография Статьи Цветовая модель CMYK

Цветовая модель CMYK

24.01.2022
Цветовая модель CMYK

Цвет – понятие довольно абстрактное. Каждый человек способен различить порядка 15 тысяч оттенков. Чтобы как-то упорядочить это многообразие, были созданы цветовые модели. Они описывают цвета с помощью количественных характеристик и минимизируют разночтения, которые в полиграфии могут быть фатальными. Зная четкие цифры цветовой схемы, можно создавать продукцию по строгим корпоративным стандартам.

Цветовые модели CMYK и RGB – схемы, известные графическим и веб-дизайнерам во всем мире. Из этих двоих именно CMYK – универсальная модель, с которой работает большинство печатных машин. Сегодня это золотой стандарт офсетной полноцветной печати.

Основные цвета

rgb-cmyk.jpeg

Цвета, из которых состоит CMYK, зашифрованы в названии модели:

  • Cyan (голубой)
  • Magenta (пурпурный, малиновый)
  • Yellow (желтый)
  • Key (черный)

Почему черный в аббревиатуре называется Key, а не Black? Дело в том, что черный цвет – ключевой («key» – «ключ») в этой модели. При смешении первых трех цветов (Cyan, Magenta и Yellow) получается темно-коричневый цвет, но до черного он не дотягивает – так что он был добавлен отдельно, и модель стала четырехканальной.

А что насчет белого? Его в этой схеме не предусмотрено. Белый цвет при полноцветной офсетной печати появляется только там, где все четыре краски отсутствуют – и его оттенок зависит от материала, то есть бумаги.

Применение

Обычно в субтрактивной цветовой модели CMYK насыщенность каждого оттенка исчисляется в диапазоне от 0 до 100, где 0 – отсутствие цвета, а 100 – его максимальное количество. «Субтрактивная» означает «вычитаемая» – это определение показывает, что, чем меньше краски мы смешаем, тем светлее будет цвет.

Если вы откроете графический редактор, например, CorelDRAW или Adobe Illustrator, и наведете инструмент «пипетка» на любой элемент готового макета – вы увидите раскладку цвета в процентах. Выглядит это так:

  • C:90
  • M:12
  • Y:37
  • K:10

Конечно, это работает только для тех макетов, которые были сделаны в четырехканальной модели. Если макет рисовался в RGB, он будет состоять из трех цветов этой модели: Red (красного), Green (зеленого) и Black (черного). В случае, если такой файл предназначен для печати, важно не забыть конвертировать его в модель CMYK. В противном случае печатная машина просто не сможет корректно воспроизвести цвета, и на выходе мы получим бледную, невыразительную картинку. Этот пункт отдельно указан в наших требованиях к макетам.

CMYK применяется в большинстве видов печати:

  • широкоформатной, 
  • офсетной, 
  • цифровой.
GP5101A-pantone-cmyk-color-guide-coated-uncoated-product.jpeg

Каждый из цветов этой схемы описывает реальный краситель, который стандартизирован для всеобщего удобства. Поэтому, зная процентное соотношение параметров C, M, Y и K вы можете быть уверены, что получите тот цвет, который ожидаете.

Однако, иногда клиенту требуется особый оттенок, который невозможно получить смешением стандартных красителей. На этот случай есть палитра PANTONE – набор готовых смесевых оттенков. Эта палитра включена во все графические редакторы и тоже стандартизирована. Кроющие белила, лаки и металлизированные краски в макетах также отмечаются цветами PANTONE. В нашем офисе всегда можно посмотреть образцы цветов и получить консультацию дизайнера.

Отличие от RGB

Даже невооруженным глазом можно увидеть отличие CMYK от модели RGB: последняя дает намного больший диапазон оттенков, она ярче и насыщеннее, чем ее четырехканальная коллега. Это связано с тем, что RGB рассчитана на веб-дизайн, а CMYK – на полиграфию. Мониторы наших смартфонов и ноутбуков передают в разы больше цветов, чем печатные машины. Например, кричащие «кислотные» оттенки мы часто видим в рекламных баннерах на сайтах, но никогда – в напечатанных буклетах или визитках.

Почему так происходит?

Из школьного курса физики нам известно, что цвет – это поток света, который становится «цветным» только в нашем восприятии. Разница между монитором и бумагой в том, что монитор сам является источником света, а бумага действует наоборот: часть цвета она поглощает, а другую часть – отражает. Отражаемую часть мы и видим как цвет. Поэтому цветопередача монитора так сильно отличается от бумажной.

На самом деле цвета CMYK и RGB тесно связаны: Cyan, Magenta и Yellow получаются при смешении Red, Green и Blue. То есть макеты, созданные в «ЦМИКе», на мониторе мы видим тоже через RGB. В этом случае четырехканальная модель – просто имитация внутри системы RGB.

Что нужно знать клиенту?

blog_RGB_CMYK.png

Если вы делаете заказ в типографии, разбираться во всех этих тонкостях необязательно. Но, понимая принципы цветопередачи, вы автоматически избежите ряда проблем.

Главное, что нужно запомнить:

  • все макеты для печати предоставляются в модели CMYK;
  • если вы конвертируете макет из RGB в CMYK, оттенки неизбежно изменятся – это будет видно на мониторе;
  • если напечатать макет, созданный в RGB и не прошедший конвертацию, оттенки изменятся еще сильнее; 
  • особенность CMYK – отсутствие очень ярких цветов, поэтому на печати их не будет;
  • изображения, которые вы видите на сайтах, выполнены в RGB, поэтому их нельзя использовать как эталон для цветной печати.

В типографии Астер Петербург вы можете заказать макет у наших дизайнеров или принести свой. Во втором случае, если вы не уверены в правильной предпечатной подготовке, ее можно заказать отдельно – тогда все цвета точно будут на своих местах.

Вернуться назад

Наверх