ПРОВЕРЕННАЯ ТИПОГРАФИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
8-812-603-25-25 8-800-333-96-06
comm@aster-print.com с 9:00 до 18:00

Торнадо

10.06.2012
Торнадо

Периодически наша типография печатает популярные книги по менеджменту. И мои сотрудники, зная мой интерес к новым идеям, подбрасывают мне экземпляр для ознакомления. Один из последних таких «подбросов» была книга Джеффри А.Мура «Внутри торнадо». В ней описываются этапы развития новых отраслей, которые стремительно (как торнадо) завоевывают рынки. Классический пример – мобильная связь: еще совсем недавно ею пользовались только спецслужбы. А сейчас уже чуть ли не каждый дошкольник имеет свой мобильный телефон.

Таким же «торнадо» может быть, по мнению Мура, издательская деятельность малыми тиражами. Так называемая отрасль «book on demand».

У каждой отрасли есть своя кривая жизненного цикла: от рождения до умирания. У всех отраслей из семейства «торнадо» есть похожие этапы. Сначала, когда рынка данной отрасли еще нет, но есть технические возможности – возбуждаются «технари». Они бурно интересуются «новинкой» и… не понимают, почему остальные не впечатляются этой же темой. Технари – лучшие проводники новых идей. Но у них есть один недостаток – у них нет денег.

На втором этапе появляются первые потребители. Хотя рынок еще мал. И здесь на сцене появляются «новаторы». Это предприниматели, которые чувствуют, что здесь что-то может прорасти, но железобетонной уверенности нет. Они втягиваются в тему, основываясь на своем чутье. Третий этап – это «пропасть». Новаторы вкладывают ресурсы, а результата все нет, проект не дает отдачу: многие теряют терпение и закрывают тему – проект падает в пропасть. Но остаются самые упорные (или азартные, или сумасшедшие). Они дожидаются следующего этапа – лавинообразного роста рынка – «торнадо». У новаторских проектов появляется прибыль и даже сверхприбыль. На этом этапе подключаются «прагматики». Они то и «снимают сливки» данной темы – рынок уже раскрылся, и потребитель вовсю «хавает» новый продукт. Когда прагматиков становится много, конкуренция приводит к снижению рентабельности, и только тогда к рынку подключаются «консерваторы». «Скептики» же последними впрыгивают в уходящий поезд, когда рынок переходит в стадию стагнации.

Меня, когда наша типография ввязалась в тему «book on demand», удивляло, что издательства не видят своего счастья - не печатают свои книги в «три этапа». «Три этапа» – это популяризируемая Xeroxом и успешно внедренная на западе идея выпускать тираж новой книги сначала тиражом 300 экземпляров «цифрой» – для прощупывания рынка. Потом печать офсетом основного тиража. И потом допечатка по 200-300 экземпляров опять цифровым способом. Казалось бы, все просто, доходчиво, прибыльно. Начинай и выигрывай! Ан, нет – полный штиль!

Прочтя Мура, я понял, что, во-первых, издатели – это в лучшем случае прагматики (если не консерваторы) и нужно время, чтобы они увидели все плюсы новой схемы. Во-вторых, что нужно перетерпеть «пропасть» и ждать этапа «торнадо». И, в-третьих, что мы – это «новаторы». Что само по себе приятно щекочет собственное тщеславие…

М.Румянцев,
директор типографии «Астер Петербург»

Вернуться назад

Наверх