Приезд Стива Меткалфа в Санкт-Петербург
10.10.2017Со Стивом Меткалфом я знаком уже скоро три года. Он для российских предпринимателей – образец правильного пути в бизнесе. Классический американец: спортивен, бегает марафоны, общителен, открыт для контактов, ездит на «Тесле», курит сигары, любит «Текилу».
Как бизнесмен - готов рисковать, двигает свое дело вперед уверенными шагами, требователен к подчиненным, чувствует, где можно найти «золотую жилу», развивает интеллектуальную добавленную стоимость, заботится об экологии, не забывает PR-составляющую. Возглавляемая им фирма AMS начинала с производства ламп для классической УФ-печати, но Стив почувствовал, что LED UV может иметь перспективу, инвестировал в это направление. Хотя тогда, 10 лет назад, еще не была очевидна победа LED. AMS развивала НИОКР и добилась интеллектуального прорыва. Вышла на мировой рынок, нашла партнеров в Европе и Японии.
Для обмена опытом Стив организовал международную конференцию PRINT UV, каждый год проводит ее в Лас-Вегасе. Конференцию посещает более сотни участников: и поставщики, и типографии. А в нужный момент AMS договорилась с крупным инвестором Baldwin и продала им часть доли в бизнесе. Теперь совместно, с новой финансовой мощью, продвигают тему LED UV.
Мне было приятно, и это была честь для нас принимать в гостях Стива с супругой. Терра Системы организовали экскурсию по Санкт-Петербургу для наших американских гостей. Мы показали наше производство. А потом встретились со Стивом через день на конференции PRINT UV Russia в Москве.
Стив рассказал про то, как продвигается технология LED UV в мире. Среди прочего он обрисовал возможности LED в ролевой печати. Аудитория конференции была в основном из «листовых офсетчиков», поэтому не уверен, что всем эта часть доклада была интересна, но я там услышал свою, приятную для уха, мелодию.
Когда я сам два года назад принимал решение о приобретении LED-ламп, то тоже не был уверен, что эта технология «победит». Тогда можно было пойти путем H-UV решения или классической УФ-печатью. Никто не отменял традиционные масляные краски с ВД-лакированием в линию. Я положился на свою интуицию и двинулся в сторону высокореактивных красок. Меня подзадоривал тезис, что «LED-технология – последний шанс офсета на выживание». Хотя скептиков вокруг схватало. И тогда, да и сейчас раздаются голоса, что эта технология – тупиковый путь для полиграфии. Что, мол, туда пойдешь – одиноким клоуном на арене будешь… И не просто злопыхатели, а авторитетные специалисты с обоснованием.
Теперь я могу уже что-то ответить и оптимистам, и пессимистам. Наш полуторагодовой опыт эксплуатации LED-технологии дал и положительные, и отрицательные эмоции. По-прежнему, могу сказать, что печать высокореактивными красками – это только шанс, а не обязательный джек-пот. Нужно плотно поработать всему коллективу типографии, чтобы получить преимущества на рынке, рост производительности труда. Но выигрыш реален.
Печать со спецэффектами типа твин-лакирования – это вдохновляюще! Беспроблемная печать на невпитывающих материалах – это грандиозно! Получение сухого оттиска сразу из печатной машины – это замечательно! Работа без противоотмарывающего порошка – это прекрасно! Но технология капризная, требует кропотливого освоения, «путь к победе» не близкий, и периодически сомнения возникают – все-таки тем ли путем пошли? И каждая информация, связанная с успешностью LEDа – как бальзам на душу.
Еще добавлю один тезис из менеджмента – такую теорему без доказательств. Чтобы прояснить свою последующую мысль. Если какое-то решение (технологическое или управленческое) помогает решить какие-то еще другие, побочные проблемы, то, значит, это решение было верное. Это такой, знак, подтверждающий верность решения.
Так вот, возвращаясь к докладу Стива на конференции в Москве. LED UV технология была придумана основателями для решений в упаковочной офсетной печати. Потом она стала пробивать дорогу в коммерческой печати. А теперь и в ролевой офсетной. В ролевой! И это удивительно!
Два года назад наша группа российских полиграфистов посетила штаб-квартиру AMS в штате Висконсин. Стив уже тогда рассказал нам, что ведутся переговоры с одной японской типографией об установке LED-сушки на ролевую машину. Мы между собой обсудили эту инсталляцию, и она нам показалась бредом. Стоимость высокореактивных красок в три раза выше масляных. Для листового офсета, где доля краски в затратах около 2% - это не критично. Но в ролевой печати, где доля краски на порядок выше – это убийственно. И решение, заменяющее огромную газовую сушку на маленькую лампу, оно, конечно, красиво! Экономия площадей, экология, все-такое. Но присмотритесь к цене вопроса! И таки, поэтому такое решение выглядит идиотским. Это был наш авторитетный вердикт.
Но жизнь показала, что «авторитеты» что-то тогда не «разглядели». На сегодняшний момент уже несколько ролевых типографий заменили свои газовые сушки на LED-лампы. И не только в Японии, где помешаны на экономии площадей, но и в Европе. (Не думаю, что европейцы отказываются от газовых сушек только из-за того, что не хотят использовать наш газ. Шутка :) ). Видимо, печать высокореактивными красками дает какие-то другие преимущества (например, повышает качество ролевой печати до уровня листовой) и это приоритетнее, чем расходы на краску. И эта история - хорошая история: LED-технология решает многие проблемы, даже те, которые не собиралась решать. А, исходя из предыдущей теоремы, это знак, что LED-дорога верная.
В мире уже 500 инсталляций AMS сушек. За два года рост более, чем в 2 раза. Темп впечатляет! В России пока установлено только 7 сушек. Казалось бы, не много.
Но мы со Стивом обсудили, что все относительно: можно посмотреть на эти цифры с другой стороны. Есть такое понятие среди поставщиков оборудования как «Активная типография». Это полиграфическое предприятие, которое за последние 7 лет инвестировала в производство не менее 500 тысяч евро. Под этот критерий в мире подпадает 5000 типографий, а в России – менее 60.
Если взять относительное количество предприятий, установивших у себя LED-технологию, то у нас 11% из числа активных типографий, а мире – 10%.
Так что, если взглянуть под этим углом, то не так все у нас плохо… :)
М.Румянцев,
директор типографии «Астер Петербург»