ПРОВЕРЕННАЯ ТИПОГРАФИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
8-812-603-25-25 8-800-333-96-06
comm@aster-print.com с 9:00 до 18:00

Нерв момента

18.10.2016

              Вот и прошла конференция PRINT UV Russia – 2016. Первая в России. Надеюсь – не последняя. Во время одного из кофе-брейков услышал такой разговор двух участников. Точнее даже не разговор, а реплику: «Последняя громкая инсталляция печатных машин с УФ-печатью была уже пару лет назад. А потом – тишина! Как будто «отрубило»! Интересно, машина в «Астер Петербурге» - это разовое явление или начало реабилитации этой технологии?!»

               Я и задумался – а смогла ли эта конференция ответить на этот ключевой вопрос? Готовились к ней долго. Идея возникла в марте, когда группа российских полиграфистов посетила конференцию PRINT UV USA. Тема печати высокореактивными УФ-красками загружает мозг полиграфистов планеты уже не первый год, и наши российские коллеги не исключение. Поэтому такое открытое обсуждение возможностей и проблем этой технологии, казалось, должно быть востребованным. Я совместно с генеральным директором фирмы «Терра-системы» - поставщика таких машин и технологий - Стефаном Валуйским решили нацелиться на организацию российского варианта такой конференции. Формат мероприятия можно было спокойно копировать с американского опыта. К тому же мы решили добавить к «устной» части конференции небольшой «экшен» - презентацию печатной машины, которая к осени уже должна быть установлена в нашей типографии. Автоматически определилось место и время проведения – Санкт-Петербург, октябрь. Разрешение на использование бренда мероприятия «PRINT UV» в России мы от американцев получили.

              Основная нагрузка по подготовке легла на плечи «Терра-Системы». От нашей типографии требовалось подготовить «демонстрационную» часть программы. Об этом расскажу как-нибудь позже. Но вот все закончилось: и подготовка, и выступления ораторов, и «экшен». Можно отметить «внешний» успех мероприятия: около 100 гостей-участников со всей России, гости из Японии и Европы, весь цвет российской отраслевой прессы и TV, вступительное слово «генерала» - председателя Союза Полиграфистов СПб, десять выступлений «по теме», демо-печать на «живой» машине по новой технологии, отсутствие организационных накладок. Но был и «внутренний» стержень программы, который тоже удался – всем участникам было интересно. Почему? Ведь многие полиграфические семинары и конференции при внешнем благолепии и размахе «фуршетной» части проходят скучно и не оставляют следа в душе участников...

               Вот об этом хотелось бы порассуждать. Итак: что привело к успеху конференции? Надо отдать должное фирме «Терра-Системы» - была хорошая динамика программы, режиссура, без затянутости и повторений. Санкт-Петербург - особый город: он всегда великолепен и его посещение – всегда праздник! Но ответ не только в этом. Был какой-то «нерв» у конференции, который «дернули». Что это за нерв?

              Несколько лет назад мы в типографии печатали книгу Джеффри Мура «Внутри торнадо». Меня заинтересовало название, и я ее прочел. В ней Мур рассказывает про этапы выхода новых технологичных продуктов на рынок. Кратко его теория такова. Сначала новый продукт возбуждает только «технарей-выдумщиков». Рынка этого продукта практически нет, поэтому и производство только опытное. Технари пытаются достучаться до предпринимателей, у которых есть деньги для массового производства. И, в конце концов, этим продуктом начинают интересоваться так называемые бизнесмены-новаторы. Они вкладывают средства в производство и продвижение: рынок начинает расти, растет и производство. Следующий этап - потребитель осознает вкус к этому продукту, начинается стремительный спрос. В этот момент на рынок выходят предприниматели-прагматики, которые видят «жирную» нишу и начинают мощно вкладываться в производство. Этот период и называется «торнадо». Постепенно рост конкуренции приводит к насыщению рынка, цена на продукт останавливается. Начинает проседать маржа. В этот момент подтягиваются бизнесмены-«консерваторы», которые открывают новые производства этого продукта и… «добивают» рынок окончательно. В этой схеме есть одна важная точка, о которой предупреждает Дж.Мур – между стадией «новаторов» и «прагматиков» есть ситуация «пропасти». Когда спрос еще не вошел в «торнадо», а у новаторов уже закончились деньги дотировать новый продукт, и они, матерясь и проклиная «тот день и час», уходят с рынка, не дождавшись лавинообразного роста. Мур акцентирует, что надо знать об этом эффекте и его перетерпеть.

              Возвращаясь к технологии печати высокореактивными УФ-красками, замечаем, что это ярко выраженный инновационный продукт, который полностью подходит под концепцию «торнадо». Сначала его продвигали технари. Сейчас этой технологией активно по миру занялись новаторы. Уже около 1000 типографий поставили у себя сушки для закрепления этих красок. Есть решения и с использованием «ламповых» сушек, есть и светодиодных. (LED-сушки продвигает американская компания AMS. Мы в своей типографии установили именно их решение.)

             Так вот вопрос. На какой стадии сейчас находится процесс внедрения печати высокореактивными УФ-красками: на стадии новаторов, или уже подключились прагматики? И пройдена ли стадия «пропасть»? Поиск ответа на этот вопрос и был, я так считаю, внутренним «нервом» конференции. Хотя в ярко выраженном виде он и не звучал в выступлениях. Но директора типографий понимают, что нужны новые идеи. К текущей после кризиса ситуации все более или менее адаптировались,  надо куда-то двигаться дальше. А куда – пока не понятно! Вот эта новая технология – шанс на такой прорыв. Правда, много непонятного… Что там слышно от «новаторов»?

             Видимо, в мире «торнадо» уже началось. Если год назад, когда я начинал переговоры по приобретению новой печатной машины с LED-сушкой, AMS установило по миру 150 таких сушек, то сегодня – их уже установлено 300! 100-процентный рост за один год! Впечатляет! А вот в России эта история скорее всего «дошла» до стадии «пропасть»: поэтому-то мой собеседник, о котором я упомянул в начале, и сказал свою сакраментальную фразу.

             Что тормозит триумфальное шествие высокореактивных красок по стране? Во-первых, естественный страх финансовых рисков в наше неспокойное время. Во-вторых, не развитость рынка (в том числе эксклюзивных изданий с элитной полиграфической отделкой). И, в-третьих: есть известная фраза «Шанс приходит в рабочей одежде». Эта технология сложна для освоения, и типографиям нелегко ввязаться в эту тему: требуется определенное время (от полугода), чтобы стабилизировать печать. Нужно пахать. А хочется по старой российской привычке, раз уж рискнул деньгами, получать жар-птицу целиком и сразу J

Будем смотреть за развитием ситуации. По предварительной информации сразу после этой конференции PRINT UV Russia - 2016 несколько российских полиграфистов уже запросили коммерческие предложения на LED-сушки…

Вернуться назад

Наверх